Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в системе школьного образования происходят серьезные изменения. Прежде всего, идет активный поиск государственной идеологии. Можно сказать так, педагоги понимают как учить ,но не т понимания чему учить.
К сожалению сегодня можно найти два десятка разнообразных школьных учебника по истории рассказывающие события ХХ века. При этом в них представлена абсолютно разная трактовка событий середины и конца ХХ века.
Известный советский писатель, Ю. Семенов описывая накаливания советско-американских отношений, с горечью заметил, что после войны в России был голод. Более того Семенов писал о том, что никто в мире не объяснил СССР, что Англия в лице Черчилля пыталась спасти свое лицо и поэтому вбивала клин между союзниками.
Американцы еще сами не знали чего они отели от мира. СССР просто хотел восстановиться после войны. Ни в одном учебнике нельзя найти упоминания того ,что все внешние войны были оборонительными.
Цель исследования – выявить особенности развития СССР в 1945-1953 гг. в современных школьных учебниках по Истории.
Объект исследования – учебники истории.
Предмет исследования – развитие СССР в 1945-1953 гг. в современных школьных учебниках по Истории.
1. Современное школьное историческое образование
1.1. Особенности развития школьного исторического образования в начале ХХI века и проблема единого учебника по истории
Распад Советского Союза привёл к существенным изменениям жизни общества в новой России. Экономические реформы, культурные изменения, изменившиеся реалии международной политики и задачи государственного строительства требовали перестройки и в образовательной системе. Образование рассматривалось и как неотъемлемая часть преобразований, и как залог их успешной реализации.
Мировоззренческую основу реформы образования 1992 года составили идеи антитоталитаризма и гуманизма.
Опыт советской школы рассматривался в основном негативно, считалось, что школа являлась инструментом общегосударственной политики, инструментом контроля, в большой степени закрытым и подавлявшим субъектность участников образовательного процесса.
Одним из ключевых трендов развития нового российского образования стала гуманитаризация – отказ от утилитарного, технократического понимания целей образования, ориентация на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Очевидно, что особое внимание в условиях отказа от авторитарного школьного прошлого должно было быть уделено изменениям в преподавании общественных дисциплин в школе, в первую очередь истории, поскольку на ней лежит большая нагрузка по формированию ценностных установок.
Изучение истории в нашей стране в течение большей части XX века было тесно связано с государственной пропагандой и формированием идеологически верных с точки зрения марксизма ценностных установок в обществе. Оценки сколько-нибудь спорных ключевых исторических событий, явлений и процессов не допускали вариативности ни в науке, ни в преподавании и были продиктованы общегосударственной политикой – от учителей и учащихся зачастую требовалось лишь воспроизводить единственно возможные оценочные суждения, согласованные с курсом партии или личными взглядами вождя.
Одним из ключевых инструментов управления историческим школьным образованием стал учебник.
В 1990-е гг. в рамках новой образовательной политики было написано много новых учебников, учителям разрешили выбирать их из большого списка допущенных к использованию в школе, со временем они попадали на парты. Появились новые методические разработки, ориентированные на развитие критического мышления и оценочной самостоятельности, учебники все чаще предлагали читателям самостоятельно оценить то или иное историческое событие, процесс, деятеля.
Однако дискуссии вокруг преподавания истории в школе и вокруг учебников истории в частности сопровождали всю историю постсоветского российского образования; высказывались мнения о необходимости создания книг для школ, ориентированных не на развитие самостоятельности суждений школьника, а на решение «долгосрочных государственных задач».
С течением времени круг учебников, разрешенных к использованию в школах, сокращался, а содержание допущенных порой заметно менялось.
Ориентация на развитие оценочной самостоятельности и критического мышления учащихся может находиться в противоречии с другой составной частью государственной политики, тоже реализуемой через учебники истории – с исторической политикой. Историческая политика – это набор приёмов и методов, с помощью которых власть стремится утвердить определённые интерпретации исторических событий как доминирующие.
Постепенно критика тоталитаризма сменялась ностальгией по статусу сверхдержавы. Это способствовало изменению вектора исторической политики во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х гг. В силу масштаба охвата аудитории школьный учебник истории является действенным инструментом трансляции определенных оценок исторических событий, личностей, явлений и целых периодов.
В 2013 году по инициативе президента РФ началась работа по созданию концепции нового единого учебника истории России.
Российским историческим обществом был разработан историко-культурный стандарт, содержащий принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
В 2016 году в список рекомендованных попали три линейки учебников, две из которых уже доступны для заказа школам.
В центре внимания – противоречие между целями образовательной и исторической политики как фактор, препятствующий достижению целей общего образования. В условиях существования этого противоречия возникает необходимость учитывать его при управлении образовательным процессом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Зуева Л.И., Нурлигенова З.Н. Разработка школьных учебников по истории казахстана в условиях перехода на 12-летнее образование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-1. – С. 127-130; - Электронный ресурс – https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9198 (дата обращения: 13.04.2022).
2. Измозик В. С., Рудник С. Н. История России. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. 2-е изд., до-работ. и доп. М.: Вентана-Граф, 2013. С. 248.
3. История. Россия и мир в ХХ - начале ХХ1 века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 6-е изд. М.: Просвещение, 2011. С. 275.
4. История. Россия и мир. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. С. 185.
5. Тетерин П. В. Российские учебники истории о причинах возникновения «холодной войны» (Историографический обзор) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 1. C. 73-82.
6. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Современное историческое образование в школе. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.